22.02.2019
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АРАКАНСКАЯ СОШ
Открытий урок
на тему:
«Случаи деления ,когда
делитель больше делимого»
Подготовила учитель начальных классов:
Абдуразакова Мадина М
Тема :
Случаи деления , когда делитель больше
делимого.
Цели :
- познакомить со случаем деления с остатком ,
когда в частном получается ноль ( делимое меньше делителя ) , закреплять
приемы вне табличного умножения и
деления;
- совершенствовать вычислительные навыки , умение
решать задачи изученных видов ;
- развивать мышление , математическую речь ,
память ;
- воспитывать интерес к математике .
Планируемые результаты:
•
Личностные:
-
воспитывать интерес к математике;
-
воспитывать самостоятельность, аккуратность в ведении тетради;
-
воспитать желание преодолевать трудности.
•
Предметные:
-
учащиеся научатся выполнять деление с остатком в случаях, когда делимое меньше
делителя;
-
решать задачи на деление с остатком; работать в парах, группах;
-
выполнять задачи творческого и поискового характера.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Математика» 3 класс,
карточки, интеррактивная доска (экран),
компьютер, проектор.
Ход урока
1.
Организационный
момент
Психологический
настрой .
-
Посмотрите друг на друга . Подарите друг другу улыбку и пусть это настроение
сохранится у вас до конца урока. Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют
гости, поэтому давайте к ним повернёмся и поприветствуем их. Молодцы. Начнём
урок.
Вот звонок нам дол
сигнал ,
Поработать час настал
.
Время зря мы не теряем
И работать
начинаем. ( слайд. 2 )
Наш девиз :
Мы – умные !
Мы –
дружные !
Мы –
внимательные !
Мы –
старательные !
В
третьем классе учимся !
Все у
нас получится ! (
слайд. 3 )
-
Надеюсь , что у вас сегодня хорошее настроение ! ( слайд 4 )
Ребята , на каждом уроке мы стараемся сделать
для себя открытие , получить новые знания . сегодняшний урок не исключение. На
уроке постараемся расширить свои математические знания.
Математика –королева наук !
Без нее
не летят корабли ,
Без нее
не поделишь ни акра земли ,
Даже
хлеба не купишь ,рубля не сочтешь ,
Что
почем не узнаешь ,
А , узнав , не поймешь ! (слайд .5)
2.Минутка чистописания
-
Сели ровно, открыли тетради, записываем число –
«20
февраля, Классная работа» ( __Обратить внимание детей на
написание слов). ( Слайд 6-7)
И начнём урок с минутки чистописания: « Письмо числа 20»
- Что нам известно про число 20 ? (
Четное , двухзначное,
в числе 20 - 2 дес.,соседи числа 20 : 19
и 21 )
Составьте
примеры на произведение чисел с результатом 20 . (2х10,4х5)
Молодцы
, сейчас мы проверим вашу смекалку, логику
и знание таблицы умножения .
3.
Актуализация опорных знаний
1. Устный
счет.
78
: 6 = 23 х 3 = 5 х 17 = (слайд 8 – 9)
48
: 24 х 23 + 22 = 77 : 7 х
5 +35 = (слайд
10)
2
. Работа над задачами.
1) Мама
купила 5 пакетов картошки по 4 кг и пакет морковки
массой 5 кг. Сколько кг овощей
купила мама?
( 4 х5 ) +5 = 25
кг. ( слайд. 11 )
2) Папа
принёс 3 пакета слив по 2 кг в каждом и
4 пакета
яблок
по 3 кг в каждом. Сколько всего кг фруктов
принёс папа?
( 3 х2 ) + (4х3) = 18 кг ( слайд. 12 )
3) За
обедом съели 3 пирожных, что составило одну четвёртую
часть всех купленных пирожных. Сколько
пирожных купили?
(3 х 4 ) = 12 ( п) ( слайд 13 )
4.
Определение
темы, цели урока.
Посмотрите
на запись, Ребята, а что общего в этих примерах?
-
Они все на деление. Молодцы !
-
Над какой темой мы работали на последних уроках ? (Деление с остатком )
-Решите
примеры с устным объяснением.
43:6=
24:5= 73:8= 2:3= (слайд.14-15)
-
Почему мы не можем решить последний пример?
(Не хватает каких–то знаний.)
-Какое
самое главное правило должно соблюдаться при делении с остатком?
-Остаток
всегда должен быть меньше делителя. Молодцы!
-Какие
цели и задачи ставим на урок ?
( Получить новые знания , чтобы научится
решать такие примеры ).
-Как
называются компоненты и результат при делении?
(Делимое , делитель ,частное)
-Что
особенного в данном примере?
(Делитель
больше делимого или делимое меньше делителя.)
-И
какая у нас сегодняшняя тема
(Деление
,когда делитель больше делимого.)
5.
Работа
по теме урока
1.Практическая работа
1)-Какие остатки могут получаться при делении на 2, 4,
7, 1?
0,1; 0,1,2,3; 0,1,2,3,4,5,6; 0
(слайд 19)
2)Илья
решил пример так: 13:2=5(ост.3).
Правильно
ли это?
13:2=6 (ост.1)
Физминутка (слайд 21)
-Возьмите
2 палочки и постройте треугольник .
-
Сколько треугольников у вас получилось? ( Ни одного.)
-Почему
? ( У треугольника 3 стороны ,а палочек 2)
2 :3 =
0(ост.2)
-
Возьмите 3 палочки и постройте квадрат.
-Сколько
квадратов получилось ? (Ни одного )
-Почему
? (У квадрата 4 стороны ,а палочек 3)
-Какое
выражение можно составить ?
3: 4=0
(ост.3)
-Посмотрите
внимательно на полученные выражения и сделайте вывод: каким будет результат
деления , если делимое меньше делителя?
(В
частном получается ноль а остаток равен делимому ) (слайд.22)-
2.Работа по учебнику
-Читаем
задачу стр.31 №3 , сначала вслух, а
потом про себя.
-Сколько
планок идет на одну рамку ?(4)
-Сколько
планок имеется ?(16)
-Сколько
рамок можно сделать?(16:4=4устно)
-А
если есть 10 планок ?(10:4=2(ост.2)устно)
-А
если только 3 планки? (з:4=0(ост.3)-в тетрадь , ответ устно)
-Сделайте
вывод о применении знаний( Если что-то изготавливаем, сначала проверяем, хватит
ли материала)
-Где
еще можно применить полученные знания?
(Слайд .23)
Задача №4 стр.31
-Прочитайте
условие задачи
--
Какие слова выберем для краткой записи? (Привезли…,
Израсходовали…., Осталось…)
-
Что означает число 36? ( Количество привезённых досок.)
-
Что означает число 27? (Количество оставшихся досок.)
-
Сколько досок израсходовали? (Неизвестно.)
-
Прочитайте вопрос. Что необходимо узнать?
Привезли
– 36 д.
Израсходовали
- ? во ? раз б.
Осталось
– 27 д.
-
Прочитайте второй вопрос. Что нужно узнать?
Привезли
– 36 д.
Израсходовали
- ? на ? досок м.
Осталось
– 27 д.
-
Чем эти задачи похожи и чем отличаются?
(Похожи
условиями и отличаются вопросами.)
-
Чем будут отличатся решения?
(
Последним действием.)
-
Как узнать, во сколько раз больше?
(
Большее число разделим на меньшее.)
- Как узнать, на сколько раз меньше?
(Из
большего числа вычесть меньшее.)
27 : (36 - 27) = 3 (р.) - в
3 раза больше осталось
27 - (36 - 27) = 18 (д.) - на 18 досок меньше израсходовали
О т в е т: в 3 раза больше осталось; на 18 досок больше израсходовали.
6.Физминутка
7.Закрепление изученного материала
1.Работа в группах
Примеры №5 стр.31
1-вариант 2-вариант
72:9х12=96 64:8х11=88
9х9:3=27 7х8:2=28
81:9х11=99 56:7х10=80
8х9:4=18 6х8:3=16
-Возьмите
карточки. Выполняем задание.(По цепочке с устным объяснением. Два последних
примера самостоятельно. Потом проверка)
6:8= 0(ост.6) 1:4= 0(ост.1) 9:12=0(ост.9)
5:6= 0(ост.5) 8:9= 0(ост.8) 14:30=0(ост.14)
2.
Работа
в паррах
2__ : 3 = 7 (ост.2)
4
__ : 7 =__ (ост.5)
77
: __ =__ (ост.5)
__9
: 2 = __(ост.1)
__9
: 7 =__ (ост.3)
8.Оценка эффективности урока.
Радуга.
Это капельки дождя, которые отражают солнечный свет. И сейчас мы попробуем
установить связь множеством натуральных чисел и цветом радуги. В этом нам
поможет счастливое число 7.(В таблице каждому числу соответствует цвет радуги.)
Таблица
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
к |
о |
ж |
з |
г |
с |
ф |
к |
(Красный
, оранжевый , желтый , зеленый , голубой , синий , фиолетовый , красный . )
-Давайте,
определим, какого цвета дата вашего рождения. (Учащиеся выполняют деление даты
своего рождения и по таблице остатков определяют цвет, после приведенного
примера )
18:7=
2(ост.4)-цвет-зеленый
-Ребята
рисуют цвет своей радуги на отдельном листе бумаги.
9. Рефлексия
-На
доске плакат со словами ,дети подходят и ставят знак у тех слов которые им
больше подходят к окончанию урока.
1.
Урок полезен, все понятно.
2.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.
Еще придется потрудится.
4.
Да, трудно все таки учится!
10.Подведение итога урока
-Назовите
тему и цель урока.
-
Были ли трудности?
- Справились вы с ними?
-
На парте у вас лежат «смайлики», которые вы получили за урок – давайте их
посчитаем. (Учитель считает и выставляет оценки, комментирует.)
-
Наш урок закончен. Спасибо за работу на уроке.