Страница заместителя директора по ИОП
Страница заместителя директора по ИОП
Абдуразаков
Гаджи Магомедович
заместитель директора по ИОП
Педагогический
стаж работы:33 лет
В должности
работает:7 лет
В данном
учреждении работает: с 1987 года
Образование:
высшее
Понятие информационных и коммуникационных технологий
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними
процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются
процессами совершенствования и массового распространения современных
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно
применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя
и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.
Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но
и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Слово "технология"
имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и
приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и
преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова
включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических
задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями
можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и
преобразование информации.
Информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства,
механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным
устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным
обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них
информацией.
Средства ИКТ, применяемые в образовании
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования
является персональный компьютер, возможности которого определяются
установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями
программных средств являются системные программы, прикладные программы и
инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным
программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие
взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие
пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также
включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят
программное обеспечение, которое является инструментарием информационных
технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.
В современных системах образования широкое распространение получили
универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые
процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы
управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ
образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью
оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную
компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным
ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В
самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка
двух миллиардов мультимедийных документов.
В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых
относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны
специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после
установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук,
изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную
работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном
компьютере.
С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по
компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к
качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало
развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью
специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно
проводить аудио и видеоконференции.
Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях
существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать
данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять
пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать
документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение,
адресную информацию об организациях и людях.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к
учебно-методической и научной информации, организация оперативной
консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности,
проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме
времени.
Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных
технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного
образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение.
Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов
прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть
использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях.
Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной
материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.
Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень
большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один
телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются
ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется
возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего
развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также
возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и
экзаменов.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем
изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как
распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM.
Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти
технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие
курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения
и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги,
образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной
графической форме.
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
·
Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации
обучения;
·
Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
·
Индивидуализация работы самого учителя;
·
Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
·
Усиление мотивации к обучению;
·
Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к
исследовательской деятельности;
·
Обеспечение гибкости процесса обучения.
Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося
Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может
привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд
негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов
негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье
обучаемого.
В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием
средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами
здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация
свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение
участников образовательного процесса - преподавателей и студентов, студентов
между собой - и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”.
В самом деле, активный в речевом плане студент, надолго замолкает при
работе со средствами ИКТ, что особенно характерно для студентов открытых и
дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент
занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган
объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным
в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики
диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном
языке. Без развитой практики диалогического общения, как показывают
психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим
собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому
себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если
пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных
компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования
творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на
диалоге.
Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет,
часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких
средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил:
заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения
задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению
эффективности обучения и воспитания.
Дистанционные технологии обучения
Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20-го
столетия. Сегодня заочно можно получить высшее образование, изучить иностранный
язык, подготовиться к поступлению в вуз и т.д. Однако в связи с плохо
налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами и отсутствием
контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между
экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того,
что можно получить при очном обучении.
Дистанционная технология обучения (образовательного процесса)
на современно этапе - это совокупность методов и средств обучения и
администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса
на расстоянии на основе использования современных информационных и
телекоммуникационных технологий.
При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны
обеспечивать:
·
доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;
·
интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе
обучения;
·
предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению
изучаемого материала;
·
оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.
·
Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:
·
предоставление учебников и другого печатного материала;
·
пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
·
дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;
·
видеопленки;
·
трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и
радиостанциям;
·
кабельное телевидение;
·
голосовая почта;
·
двусторонние видеотелеконференции;
·
односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
·
электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.
Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. В
процессе самообучения студент может изучать материал, пользуясь печатными
изданиями, видеопленками, электронными учебниками и CD-ROM- учебниками и
справочниками. К тому же студент должен иметь доступ к электронным библиотекам
и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.
Понятие мультимедиа
Понятие мультимедиа, вообще, и средств мультимедиа, в частности, с одной
стороны тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной
информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств ИКТ, существенно
влияющих на эффективность образовательного процесса..
Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово
"мультимедиа" имеет сразу несколько разных значений.
Мультимедиа - это:
·
технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения
средств обработки информации разных типов;
·
информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и
представления информации разных типов;